Уголовная ответственность за сбыт наркотиков предусмотрена статьей 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Законодатель относит данное преступление к категории тяжких (первая часть статьи) и особо тяжких (части 2-5). Наказание за сбыт наркотиков является самым серьезным из возможных наказаний и составляет от четырех до двадцати лет лишения свободы или до пожизненного заключения, если речь идет о наркотических средствах в особо крупном размере.
В большинстве случаев выявление подобных преступлений производится с помощью оперативно-розыскных мероприятий – проверочной закупки или оперативного эксперимента, которые должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее по тексту – «Закон»).
Согласно статье 5 Закона органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация).
Смысл этой статьи означает, что оперативные сотрудники по своей инициативе не вправе провоцировать граждан на то, чтобы они приобретали наркотики у третьих лиц, или же продавали закупщикам свои наркотики, которые они хранят для собственного употребления, и которые они до провокации не планировали никому продавать.
К сожалению, в уголовной практике данная норма закона зачастую игнорируется оперативными сотрудниками правоохранительных органов. Большинство оперативно-розыскных мероприятий, проводимых с целью выявления лиц, причастных к совершению преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ, при грамотном подходе можно расценивать, как провокацию сбыта наркотиков.
Рассмотрим отличительные признаки провокации сбыта наркотиков. Для совершения провокации используются свидетели и (или) понятые, которые сами являются наркозависимыми лицами и постоянно находятся под угрозой привлечения к уголовной ответственности.
Официальная версия оперативников, осуществляющих провокацию под видом оперативно-розыскного мероприятия, как правило, выглядит следующим образом. К ним добровольно обращается гражданин, желающий исполнить свой «гражданский долг», и сообщает о том, что некое лицо (или несколько лиц) занимаются незаконным распространением наркотиков (изготовлением, производством или сбытом).
С целью проверки информации, изложенной обратившимся гражданином, и документирования преступной деятельности указанных им лиц оперативные сотрудники принимают решение произвести с участием обратившегося гражданина оперативно-розыскное мероприятие (оперативный эксперимент или проверочную закупку). Факт обращения гражданина фиксируется в форме письменного заявления, либо рапортом об обнаружении признаков преступления.
Далее гражданин изъявляет желание принять добровольное участие в проверочной закупке, оперативники выдают ему помеченные денежные средства, при необходимости снаряжают его скрытой записывающей аппаратурой и организовывают его контакт с предполагаемыми преступниками.
При передаче наркотиков закупщику производится задержание сбытчика, после чего в ходе его личного досмотра, в присутствии понятых, у него изымаются денежные купюры, а участвовавший в закупке гражданин добровольно выдает полученные от задержанного наркотические средства.
На самом же деле все обычно происходит так. «Законопослушного гражданина» самого задерживают при сбыте или приобретении наркотических средств или психотропных веществ, после чего ставят его перед фактом: либо он едет в тюрьму, то есть в отношении него будет избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, либо освобождается от ответственности (или остается на подписке о невыезде и надлежащем поведении) при условии того, что будет активно способствовать раскрытию других преступлений, то есть, попросту говоря, «сливать» оперативникам известных ему наркоманов.
Гражданин, естественно, выбирает второй вариант, после чего, находясь под давлением оперативных сотрудников, звонит или встречается с будущей жертвой и просит ее сбыть ему наркотики. Если провоцируемое лицо не соглашаются это сделать, «законопослушный гражданин» начинает всячески его уговаривать совершить преступление: предлагать хорошие деньги, давить на жалость, ссылаясь на свою наркотическую зависимость и тяжелое состояние здоровья, что-то обещать и т.п. В итоге лица, движимые жалостью или корыстным мотивом, соглашаются на просьбы страдающего наркомана и попадаются на крючок.
Таким образом, провокация сбыта наркотиков заключается в том, что провокаторы, в роли которых выступают недобросовестные оперативные сотрудники полиции, используя зависимого от них закупщика, сами возбуждают у объекта оперативного мероприятия желание совершить действия по передаче наркотика закупщику, которые формально содержат в себе признаки состава преступления, предусмотренного статьей 228-1 Уголовного кодекса РФ, — незаконный сбыт наркотических средств или психотропных веществ.
Вместе с тем, действующее законодательство четко предусматривает основания и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Так, согласно статье 7 Закона основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 года № 14 результаты оперативно-розыскного мероприятия могут быть признаны доказательствами по уголовному делу и положены в основу приговора, если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у виновного умысла на незаконный оборот наркотических средств, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений, а также о проведении лицом всех подготовительных действий, необходимых для совершения противоправного деяния.
Из этого следует, что прежде чем проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении каких-либо лиц, оперативным сотрудникам необходимо достоверно убедиться в том, действительно ли эти лица занимаются преступной деятельностью, связанной с незаконным оборотом наркотиков, то есть проверить полученную оперативную информацию. Эту проверку можно произвести посредством наблюдения за этими лицами, контроля их переговоров, то есть способами, позволяющими убедиться в наличии у них умысла на сбыт наркотиков, сформированного независимо от действий сотрудников правоохранительных органов.
Адвокат по наркотикам должен помнить о том, что само по себе заявление от обратившегося гражданина или рапорт оперативного сотрудника не могут быть основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Показания оперативных сотрудников полиции в части наличия у них некой оперативной информации о том, что задержанный занимался сбытом наркотиков, также явно недостаточны для подтверждения законности проведения проверочной закупки или оперативного эксперимента.
В ходе судебного разбирательства по уголовным делам о наркотиках оперативные сотрудники полиции и наркоконтроля, как правило, пытаются обосновать свои незаконные действия по совершению провокации сбыта наркотиков наличием у них оперативной информации, которая является государственной тайной и не подлежит разглашению, а судьи, к сожалению, обычно верят им на слово и не производят проверку этой информации.
В связи с этим, адвокат по наркотикам должен настаивать в суде на проверке данной информации посредством заявления суду соответствующих ходатайств. В случае отказа судьи проверить эту информацию, данный факт должен восприниматься стороной защиты, как нарушение судом уголовно-процессуального закона, и использоваться в качестве аргумента для последующего обжалования незаконного приговора суда.
Таким образом, при работе по уголовным делам, где могла иметь место провокация сбыта наркотиков, профессиональный адвокат по наркотикам в первую очередь должен ответить на два вопроса: было бы совершено преступление без искусственно созданных условий, и решилось бы лицо на совершение сбыта наркотического средства, если бы оперативные сотрудники лично или с помощью закупщика не склонили бы его к таким действиям или не способствовали бы им.
В случае отрицательного ответа на эти вопросы адвокат по наркотикам может констатировать провокацию в действиях сотрудников полиции или органов госнаркоконтроля. Проведение оперативно-розыскного мероприятия может быть правомерным только в том случае, если гражданин или оперативный сотрудник, привлеченный в качестве закупщика, договаривается о покупке наркотика с торговцем наркотиками не по своей инициативе путем длительных уговоров и просьб, обмана, а по инициативе самого лица, сбывающего наркотические средства. Продавец наркотиков должен быть заинтересован в получении выгоды от их реализации, у него эти наркотики есть в наличии, он торгует ими не первый раз и не собирается их ни у кого доставать по просьбе закупщика.
К сожалению, правомерные закупки наркотических средств на практике проводятся крайне редко, поскольку их проведение отнимает массу времени у оперативных сотрудников и не позволяет им выполнять ежемесячный план. К тому же такого количества реальных наркоторговцев, которого требует ежемесячный план правоохранительных органов в крупном городе, как правило, не бывает. Поэтому на практике все чаще встречаются уголовные дела, где оперативные сотрудники через привлеченных ими наркоманов, задержанных с наркотиками, вынуждают и буквально заставляют не наркоторговцев, а лиц, самих употребляющих наркотики, найти для них наркотические средства и продать их закупщику. Закупщик предлагает деньги, жалостливо просит помочь ему, поскольку ему тяжело без наркотиков, и он может умереть от ломок, уговаривает продать наркотики, просит их достать любым способом.
По поручению оперативных сотрудников закупщик создает и иные условия для формального совершения сбыта наркотических средств. В наше время редко кто может отказаться от денег, а если это человек, сам употребляющий наркотики, но не торгующий ими, навряд ли он откажется помочь такому же наркоману, как и он сам, зная, что такое ломки.
При осуществлении защиты по уголовному делу о незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ адвокат по наркотикам должен помнить о том, что никакой общественный интерес, и никакая забота о здоровье населения и общественной нравственности не могут служить основанием для провокации сбыта наркотиков и незаконного обвинения человека, пусть даже и наркомана, в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
Законодательство в Российской Федерации быстро меняется, поэтому информация в данной статье могла потерять актуальность. Для получения ответа на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь онлайн-консультантом или позвоните адвокату по телефону: +7(926)254-36-86.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.