Председательствующий по делу Черенков И.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № ЗЗа-1107
7 ноября 2024 г. г. Москва
Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе: председательствующего Попова В.В., судей: Зинюшина Н.Н. и Гришина С.В., при помощнике судьи Акулиничеве Г.В., с участием административного истца и его представителя Бондарчука В.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-468/2024 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика — филиала «Московский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищносоциальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ (далее — филиал «Московский» ФГАУ «Росжилкомплекс») Галоян С.М. на решение Московского гарнизонного военного суда от 11 июня 2024 г., которым удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого подполковника запаса Б. о признании незаконными действий начальника филиала «Московский» ФГАУ «Росжилкомплекс», связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В., объяснения административного истца и его представителя, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Б., заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1998 г., имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, в августе 2020 г. уволен с военной службы по состоянию здоровья без предоставления жилого помещения для постоянного проживания.
Узнав после увольнения с военной службы, что на жилищном учете не состоит, Б. обратился в жилищный орган с заявлением о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, в чем ему сообщением начальника филиала «Московский» ФГАУ «Росжилкомплекс» от 14 февраля 2024 г. отказано в связи с утратой статуса военнослужащего.
Полагая свои права нарушенными, Б. через представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил решение жилищного органа признать незаконными, обязать жилищный орган его отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии его на указанный учет.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление удовлетворил.
Не согласившись с данным судебным постановлением, представитель административного ответчика подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование указывает, что на момент обращения в жилищный орган по вопросу признания нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма административный истец утратил статус военнослужащего, поэтому ему обоснованно отказано в удовлетворени заявления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с абз. 1, 4 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в редакции, действовавшей в период увольнения административного истца с военной службы, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службыслужебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия на жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 данного Федерального закона.
Пунктом 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиям без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно подп. «б» п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054, наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации является самостоятельным основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Статьей 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» закреплена обязанность органов военного управления по реализации мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также содержится запрет на ограничение в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
По делу установлено, что с 1998 г. Б. проживает в предоставленном по договору социального найма жилом помещении, расположенном по адресу: г. Москва, ул. ХХХ, д. ХХ, корп. Х, кв. ХХ, общей площадью 45,4 кв.м., в которой зарегистрировано 8 человек. Следовательно, на одного человека приходится 5,6 кв.м общей площади жилого помещения, что ниже установленной в г. Москве учетной нормы, составляющей 10 кв.м, на одного человека.
Первый контракт о прохождении военной службы административный истец заключил в 2002 г. в период обучения в высшем военном учебном заведении, затем непрерывно проходил военную службу на различных должностях в Министерстве обороны РФ, общая продолжительности военной службы составила более 20 лет.
21 августа 2020 г. Б. в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно-годным к военной службе подал рапорт об увольнении с военной службы с оставлением в списках нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В листе беседы от 21 августа 2020 г. административный истец указал, что по месту военной службы жилым помещением по установленным нормам не обеспечен и выразил согласие на увольнение с военной службы с последующим обеспечением жилым помещением.
Приказом начальника военной академии от 25 августа 2020 г. № 32 Б. уволен с военной службы по состоянию здоровья с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из ответа начальника филиала «Московский» ФГАУ «Росжилкомплекс» от 13 сентября 2023 г. Б. стало известно, что на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения он не состоит, в связи с чем 9 января 2024 г. административный истец вновь обратился в жилищный орган с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в чем решением начальника филиала «Московский» ФГАУ «Росжилкомплекс» от 14 февраля 2024 г. ему отказано на том основании, что Б. утратил статус военнослужащего.
Таким образом, из установленных обстоятельств, следует, что как на момент прекращения военно-служебных отношений, так и в настоящее время вопрос соответствия Б. предъявляемым законом требованиям применительно к праву на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания, реализация которого является обязанностью соответствующих органов военного управления и воинских должностных лиц, не разрешен.
Учитывая изложенное, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что в данном случае увольнение административного истца с военной службы само по себе не может служить основанием для лишения его права на жилище, гарантированного ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», поэтому суд обоснованно удовлетворил административное исковое заявление, обязав должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о принятии Б. на жилищный учет.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 11 июня 2024 г. по административному исковому заявлению Б. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика — без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 ноября 2024 г.
Подробнее об обстоятельствах данного дела читайте здесь
Законодательство в Российской Федерации быстро меняется, поэтому информация в данной статье могла потерять актуальность. Для получения ответа на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь онлайн-консультантом или позвоните адвокату по телефону: +7(926)254-36-86.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.