+7 (926) 254-36-86

advokat-bondarchuk@mail.ru

Москва

Шарикоподшипниковская, 22, офис 634

09:00 - 20:00

без выходных

Незаконное задержание сотрудниками полиции

 Новости          Обсудить

незаконное задержание сотрудниками полицииЛюбой гражданин рано или поздно может попасть в поле зрения правоохранительных органов. При этом нет никаких гарантий, что его права не будут нарушены. Одним из наиболее распространенных нарушений, с которого обычно и начинается знакомство с блюстителями правопорядка, является незаконное задержание сотрудниками полиции.

Существует три основных стадии, в рамках которых гражданин может столкнуться с правоохранительной системой:

  • доследственная проверка;
  • возбужденное уголовное дело, дознание и предварительное следствие;
  • судебное разбирательство по уголовному делу.

Доследственная проверка или проверка по сообщению о совершенном преступлении по закону может длиться до одного месяца, но на практике существуют способы, с помощью которых этот срок может быть продлен неограниченно.

Доследственную проверку осуществляют органы дознания — субъекты закона об оперативно-розыскной деятельности. Этим законом они и руководствуются. Органы полиции, являясь также органом дознания, руководствуются ещё и законом «О полиции».

Стадия проверки предшествует возбуждению уголовного дела, то есть уголовного дела ещё нет, однако есть так называемый «материал». В рамках материала собираются первичные документы — доказательства для решения вопроса о необходимости возбуждения уголовного дела.

В органах полиции по материалу работают участковые уполномоченные и оперативные сотрудники. Возбуждает уголовное дело следователь, который на самом деле формально не является сотрудником полиции, так как следственный отдел относится к органам юстиции.

Пока уголовное дело не возбуждено, у оперативных сотрудников не так уж много полномочий. В материале нет ни подозреваемых, ни свидетелей, так как процессуальный статус участников пока не определен. Вместо допросов у лиц отбираются объяснения.

Однако, зачастую, большая часть нарушений прав граждан происходит именно на этой стадии. В настоящей статье намеренно не рассматриваются такие очевидные нарушения как избиения или фальсификации доказательств. Эти нарушения видны невооруженным глазом, и, надо отметить, происходят они не так часто. Самое распространенное нарушение – это незаконное задержание.

Существует административное задержание, при котором должен быть составлен протокол об административном правонарушении в течение трех часов.

Также, в соответствии со ст. 92 УПК РФ, лицо может быть задержано на срок до 48 часов по постановлению следователя, но без постановления суда. Дальнейшее содержание под стражей возможно только после соответствующего судебного решения.

Протокол задержания подозреваемого следователь обязан составить не позднее трех часов с момента доставления к нему лица, которого необходимо задержать по подозрению в совершении преступления.

Из этого следует, что в любом случае лицо, доставленное или задержанное, не должно находиться в органе полиции или ином правоохранительном органе более трех часов, если за указанное время в отношении задержанного лица не составлен протокол об административном правонарушении или протокол следователя о задержании порядке ст. 91 УПК РФ.

На практике эти три часа — очень важный период, так как протокол задержания в порядке 91 УПК РФ следователь может вынести только в рамках возбужденного уголовного дела.

Зачастую для возбуждения уголовного дела требуется материал, собираемый как раз за эти три часа. А это очень маленький срок для сбора такого материала. Участники уголовного процесса отлично понимают, что в три часа очень трудно уложиться, и поэтому обычно закрывают глаза на эти нарушения.

Но как адвокату доказать, что его подзащитный пробыл в отделении полиции без статуса и без протокола существенно больше трех часов, а иногда и целые сутки?

Факт доставления лица в ОВД должны регистрировать в книге учета доставленных, которая находится в дежурной части. В случае если доставленного «забыли» занести в книгу учета доставленных, то по первичным документам: объяснениям, протоколам досмотра, актам освидетельствования можно получить представление, с какого момента человек был задержан или доставлен.

Этот период уголовного преследования очень важен для дальнейшего исхода дела, но также в этот период лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, наиболее беспомощно перед сотрудниками правоохранительных органов.

Очень часто при задержании сотрудники полиции отбирают средства связи у задержанного и спокойно «обрабатывают» его. Повсеместно нарушается конституционное право на тайну частной жизни – полицейские просматривают содержание сотовых телефонов: фотографии, видеозаписи, переписки и т.д., при этом не составляют никаких документов. Пользуясь тем, что задержанный не знает своих прав, сотрудники склоняют его к даче показаний в «нужную» сторону. Часто при этом также отбирают общегражданский паспорт.

Изъятие мобильного телефона, паспорта незаконно, если эти личные вещи не являются предметами преступления. Это не меры процессуального принуждения и, разумеется, что изъятые таким образом предметы не фигурируют в протоколе осмотра и иных официальных документах.

А ведь один звонок адвокату по уголовным делам в этот момент может коренным образом повернуть дело. Часто бывает так, что при отсутствии других доказательств правоохранители надеются возбудить дело, основываясь только на признательных показаниях задержанного лица. Если не будет признательных показаний, то и у дела не будет, как любят выражаться следователи, «судебной перспективы».

При проведении оперативного эксперимента или контролируемой поставки часто не соблюдается грань, где оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) переходят в провокацию или подстрекательство преступлений.

Например, бывает так, что в суде, благодаря адвокату выясняется, что оперативные сотрудники уговаривали лицо через посредника осуществить сбыт наркотических средств. Это есть прямое нарушение закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

К сожалению, если на протяжении предварительного расследования подсудимые находились под стражей, суду очень трудно признать эти ОРМ незаконными и исключить их из доказательственной базы.

Но есть у оперативных органов одна интересная обязанность, о которой многие не знают. Если в отношении лица проводились ОРМ, например контроль телефонных переговоров, и этому лицу стало известно о том, что в отношении него проводились какие-то ОРМ, то оперативники обязаны по его запросу предъявить все сведения, полученные в результате проведения ОРМ в отношении этого лица.

В рамках возбужденного уголовного дела порядка больше, так как взаимоотношения между участниками процесса на этой стадии достаточно четко регламентированы нормами уголовно-процессуального закона.

В то же время здесь подозреваемого и обвиняемого подстерегает другая опасность – бесплатный адвокат. Точнее, адвокат по назначению. Он не совсем бесплатный, так как получает небольшие деньги из бюджета государства. Следователи и дознаватели всегда стараются произвести все следственные действия в присутствии своего знакомого адвоката, так как от признательных показаний, данных с его участием, обвиняемый потом не сможет отказаться на суде.

незаконное задержаниеТем самым представители обвинения «закрепляют» признательные показания. Часто случается, что адвокат по назначению имеет приятельские отношения со следователем, что неизбежно сказывается на линии защиты. Бывает так, что адвокат по назначению больше помогает следователю быстрее оформить дело, чем защищает своего подзащитного.

Эта порочная практика устраивает всех: и следователей, и прокуратуру, и суды. Быстрее проходят дела – лучше отчетность. Страдает только гражданин, который привлекается к уголовной ответственности.

Конечно, есть и добросовестные адвокаты по назначению, которые, даже имея приятельские отношения со следствием, всё равно защищают своего подзащитного всеми средствами и способами, не запрещенными законом.

Данную проблему в настоящее время пытаются разрешить с помощью введения автоматизированной системы распределения адвокатов по назначению. Что из этого выйдет, покажет время.

Если объяснение или показания отбираются без адвоката, и от их содержания лицо в последующем отказывается, такие доказательства являются недопустимыми. Содержание этих показаний нельзя восполнить, в том числе посредством допросов оперативника, дознавателя или следователя, которые отбирали объяснение или допрашивали гражданина. На практике и протоколы допроса указанных лиц по существу полученных сведений от опрошенного лица признаются недопустимыми доказательствами.

Уголовно-процессуальный кодекс упорядочивает отношения участников уголовного производства, но при этом существует множество моментов, где  требуется помощь адвоката по уголовным делам.

Чтобы исключить незаконное задержание, звоните нам по телефону: +7 (926) 254-36-86, и наши адвокаты сделают все возможное для того, чтобы ваши права не нарушались.

Законодательство в Российской Федерации быстро меняется, поэтому информация в данной статье могла потерять актуальность. Для получения ответа на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь онлайн-консультантом или позвоните адвокату по телефону: +7(926)254-36-86.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.