28 мая 2012 года приказом Министра обороны Российской Федерации военнослужащий — полковник Ж. был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Календарная выслуга Ж. в Вооруженных Силах РФ составила 24 года, в льготном исчислении – 28 лет 4 месяца.
Жилым помещением Ж. по установленным нормам не обеспечен, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.
30 мая 2012 года приказом Начальника ФГБ ВОУ ВПО «Военный Университет МО РФ» Ж. был исключен из списков личного состава университета и направлен для постановки на воинский учет в отдел Военного комиссариата по Тверскому району Центрального АО г. Москвы.
Полковник запаса Ж. и члены его семьи — супруга и дочь, были уверены в том, что они состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в г. Москве.
17 ноября 2021 года Ж. обратился в адрес филиала «Московский» ФГАУ «Росжилкомплекс» (далее по тексту — ответчик) с просьбой сообщить присвоенный ему номер в очереди на получение жилого помещения в г. Москве среди военнослужащих, состоящих в Едином реестре.
17 декабря 2021 года в ответ на обращение Ж. ответчик сообщил о том, что в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, сведений о постановке Ж. на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшение жилищных условий) отсутствуют.
Также Ж. было разъяснено, что в случае если он был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением в период прохождения военной службы жилищной комиссией, ему необходимо предоставить документы, подтверждающие его право на обеспечение жилым помещением и включение в реестр. К ответу прилагался перечень документов, которые необходимо предоставить.
24 января 2022 года Ж. направил ответчику необходимые документы и повторно попросил сообщить ему номер в очереди на получение жилого помещения в г. Москве среди военнослужащих, состоящих в Едином реестре.
Никакого ответа на данное обращение Ж. не получил.
05 апреля 2022 года Ж. снова представил ответчику необходимые документы и попросил сообщить ему номер в очереди на получение жилого помещения.
21 апреля 2022 года в ответ на обращение Ж. ответчик сообщил о том, что Ж. в указанной очереди не состоит, и что для рассмотрения вопроса о возможности постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма он вправе предоставить необходимые документы.
29 июня 2022 года Ж. обратился в адрес ответчика с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. Вместе с заявлением Ж. представил все требуемые документы.
14 сентября 2022 года в ответ на обращение Ж. ответчик вынес решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
В обоснование принятого решения ответчик указал, что заявление Ж. о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания поступило в адрес ФГАУ «Росжилкомплекс» 07 июля 2022 года, то есть после исключения Ж. из списков личного состава воинской части (11 июня 2012 года).
В связи с этим, ответчик считает, что оснований для принятия Ж. на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания от Министерства Обороны Российской Федерации не имеется.
При этом ответчик сослался на пункт 11 Правил признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1768 от 30 октября 2020 года (далее – «Правила»), согласно которому в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление и документы, указанные в пункте 6 Правил, должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Не согласившись с указанным решением, адвокат Владимир Бондарчук обратился в Московский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных исковых требований адвокат указал, что оспариваемое решение филиала «Московский» ФГАУ «Росжилкомплекс» является незаконным и необоснованным, поскольку нарушает конституционное право Ж. и право членов его семьи на жилище, гарантированное статьей 40 Конституции РФ, статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьями 49-57 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2).
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал (определения от 25 сентября 2014 года № 2271-О, от 27 октября 2015 года № 2527-О, от 26 мая 2016 года № 1046-О), что жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Само по себе увольнение Ж. с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее — Закон № 76-ФЗ).
Из п. 14 ст. 15 Закона № 76-ФЗ следует, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона № 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
На основании п. 4 ст. 3 Закона № 76-ФЗ реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и поименованным федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 5 ст. 3 Закона № 76-ФЗ).
Таким образом, соблюдение жилищных прав военнослужащих является обязанностью органов военного управления, а не только исключительно личной проблемой самого военнослужащего.
Увольнение военнослужащего и исключение его из списков части не освобождает уполномоченные органы жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ от обязанности обеспечить военнослужащего и членов его семьи жилым помещением при условии, что для признания нуждающимся в получении жилого помещения имеются все предусмотренные законом основания, даже если гражданин обратился с заявлением уже после его исключения из списков части.
При увольнении Ж. с военной службы подлежал рассмотрению вопрос о том, является ли он нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства. Ж. изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам, о чем прямо указано в приказе Министра Обороны РФ о его увольнении с военной службы.
14 марта 2007 года между администрацией и Ж., во время прохождения им военной службы, был заключен договор краткосрочного найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, дер. Медвежьи Озера, Новый городок, д. ХХ, кв. ХХ. Совместно с нанимателем были вселены члены его семьи: супруга и дочь.
Вышеуказанный договор был заключен сроком на 1 год, в последующем такой договор неоднократно заключался с Ж. на аналогичный срок.
Следовательно, Ж. и члены его семьи в настоящее время проживают в служебном жилом помещении, предоставляемом только на время прохождения военной службы. В случае их выселения из занимаемого жилого помещения они в прямом смысле останутся на улице, так как другого жилья и места проживания у них нет.
При этом наличие у административного истца служебного жилья не является основанием для отказа в признании его нуждающимся в получении жилья по договору социального найма и постановке на соответствующий учет при увольнении со службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при наличии необходимой выслуги лет.
В результате адвокат пришел к выводу о том, что Ж. был неправомерно уволен с военной службы без предоставления жилья и без принятия решения о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
Ссылка ответчика на пункт 11 Правил лишь подтверждает необходимость своевременного рассмотрения вопроса о постановке военнослужащих, соответствующих предъявляемым законом требованиям, на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
26 января 2023 года решением Московского гарнизонного военного суда оспариваемое решение ответчика было признано незаконным и отменено. Суд обязал ответчика повторно рассмотреть вопрос о принятии Ж. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Примеры других дел по защите жилищных прав военнослужащих с участием адвоката Владимира Бондарчука смотрите по этой ссылке
Законодательство в Российской Федерации быстро меняется, поэтому информация в данной статье могла потерять актуальность. Для получения ответа на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь онлайн-консультантом или позвоните адвокату по телефону: +7(926)254-36-86.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.