РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2020 года город Москва
Московский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Пешкова А.Ю., при секретаре судебного заседания Примаке А.П., в открытом судебном заседании, в помещении суда, с участием административного истца — С.В.А., его представителя — адвоката Бондарчука В.Ю., представителя командира войсковой части XXXX — подполковника юстиции М.Т.А., и представителя жилищной комиссии войсковой части XXXX — подполковника юстиции Б.А.А., рассмотрев административное дело № 2а-451/2020 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 11928 подполковника запаса С.В.А. об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части 11928, связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания,
УСТАНОВИЛ:
Решением жилищной комиссии войсковой части 11928 от 29 апреля 2020 года (протокол № 3) С.В.А. на основании п. 1 и 2 ч. 1 ст. 54 ЖК отказано в признании нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку, ввиду отказа от приватизации квартиры, расположенной по адресу: г. Москва, 8-я ул. Соколиной горы, д. ХХ, корп. Х, кв. ХХ, он обладает бессрочным правом пользования ей, а также им не представлены выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с мест жительства за последние 5 лет, что лишает комиссию возможности определить его нуждаемость в жилье.
Будучи несогласным с данным решением, С.В.А. через своего представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части ХХХ, оформленное протоколом № 3 от 29 апреля 2020 года, об отказе ему в признании нуждающимся в жилом помещении, и действия командира части, утвердившего данное решение;
- обязать жилищную комиссию и командира отменить его и принять решение о постановке его на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
В судебном заседании административный истец и его представитель требования поддержали. При этом адвокат Бондарчук пояснил, что административный истец неоднократно обращался в жилищную комиссию части по вопросу признания его нуждающимся в получении жилого помещения. Несмотря на увольнение с военной службы по окончанию срока контракта в марте 2020 года, до настоящего времени вопрос его нуждаемости в жилье не рассмотрен.
Оспариваемое решение комиссии незаконно, так как квартирой в 2002 году он был обеспечен как член семьи своего отца. В связи с прохождением службы жильем он не обеспечивался. В период с 2011 года по момент увольнения с военной службы постоянного места жительства не имел, зарегистрирован по месту жительства по адресу части, поэтому представить выписки из домовых книг и копии лицевых счетов с мест жительства за последние 5 лет не может. С момента отчуждения квартиры прошел срок более 8 лет, поэтому нет оснований для отказа в признании его нуждающимся в получении жилья.
Представители административных соответчиков требования не признали. При этом М.Т.А. указала, что С.В.А. был обеспечен жилым помещением из государственного фонда. Решением муниципальных органов квартира предоставлена ему на состав семьи из 2 человек. Поскольку с 2011 года он не обращался в часть за обеспечением его служебным жильем, нет оснований для его повторного обеспечения жилым помещением для постоянного проживания.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
Из представленных доказательств следует, что подполковник запаса С.В.А. проходил военную службу с 17 августа 1994 года по 26 марта 2020 года, первый контракт о прохождении военной службы заключен 27 марта 1999 года, уволен с военной службы в связи с окончанием срока контракта с 26 марта 2020 года. Состав семьи 1 человек.
В соответствии с п.1 ст.15 названного Закона государство гарантирует предоставление военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, жилые помещения по нормам и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из этого, следует признать, что для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жилым помещением по нормам и в порядке, установленном законом.
При этом, порядок предоставления указанной социальной гарантии определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении он подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по утвержденной этим постановлением форме, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.
Аналогичная норма закреплена и в п. 3 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24 октября 2011 года № 590.
Анализ указанных нормативных правовых актов свидетельствует о том, что реализация военнослужащим своих жилищных прав через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, носит заявительный характер и предполагает необходимость постановки военнослужащим соответствующего вопроса до его увольнения с военной службы.
Согласно п.7 Правил, жилищная комиссия рассматривает заявление военнослужащего, приложенные к нему документы, иные представленные военнослужащим документы в течение тридцати рабочих дней со дня представления военнослужащим в жилищную комиссию документов, и по итогам рассмотрения заявления жилищная комиссия принимает решение о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
При этом, решение об отказе в принятии военнослужащего и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении должно содержать причины такого отказа со ссылкой на основания, предусмотренные ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ).
21 ноября 2019 года С.В.А. обратился в жилищную комиссию войсковой части 11928 с заявлением по рекомендуемому образцу о принятии его (с составом семьи 1 человек) на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания в г. Москве, к которому приложил следующие документы: копию своего паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по адресу воинской части с 15 ноября 2011 года; справку подразделения кадров органа безопасности; копию свидетельства о расторжении 7 мая 2010 года брака; рапорт с объяснением причин невозможности представления выписки из домовой книги, копии финансового лицевого счета с места его жительства за последние пять лет до подачи заявления ввиду регистрации по адресу воинской части с 15 ноября 2011 года, а также отсутствия у него права на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указывалось выше, жилищной комиссией части 29 апреля 2020 года рассмотрено заявление С.В.А. На основании п. 1 и 2 ч. 1 ст. 54 ЖК ему отказано в признании нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет нуждающихся в жилом помещении.
Оценивая данное решение, суд находит следующее.
Распоряжением заместителя Префекта Юго-Восточного административного округа г. Москвы от 24 октября 2002 года № 3786жк, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26 марта 2002 года №210-ПП «Об освобождении трассы 3-го транспортного кольца на участке от площади Проломная застава до Спартаковской площади» и в связи с переселением дома №4, корп. 9,10, А по Танковому проезду, семье С.А.А. (отец административного истца) из 5 человек (он, бывшая жена, сын, сын, сноха), проживающей по адресу: Танковый проезд, д. 4, корп. XX, кв. XX, в неприватизированной трехкомнатной квартире, общей площадью 63,2 кв.м., жилой — 43,5, предоставить С.А.А. (отец административного истца) на семью из 3 человек (он, бывшая жена и сын) трехкомнатную квартиру, общей площадью 101,4 кв.м., по адресу: г. Москва, 8-я ул. Соколиной горы, д. XX, корп. X, кв. XX, С.В.А. (административный истец) на семью из двух человек (он и жена) однокомнатную квартиру, общей площадью 54,5 кв.м., по адресу: г. Москва, 8-я ул. Соколиной горы, д. XX, корп. X, кв. XX.
Изложенное свидетельствует, что семья С.А.А., в том числе и административный истец, была обеспечена квартирами по 8-й ул. Соколиной горы в связи с переселением дома. Иные основания для обеспечения их жильем отсутствовали. Вопреки мнению жилищной комиссии, из распоряжения заместителя префекта, прямо видно, что квартиры предоставлены для обеспечения членов семьи отца административного истца.
15 марта 2010 года на основании договора передачи в собственность право собственности на квартиру по адресу: г. Москва. 8-я ул. Соколиной горы. д. ХХ, корп. Х, кв. ХХ, оформлено на С.М.В. — супругу административного истца.
7 мая 2010 года брак между административным истцом и его супругой — С.М.В., расторгнут.
На основании договора купли-продажи от 5 июля 2010 года С.М.В. продала квартиру по адресу: г. Москва, 8-я ул. Соколиной горы, д. ХХ, корп. Х, кв. ХХ, С.С.А. (брат административного истца).
15 ноября 2011 года административный истец зарегистрирован по месту жительства по адресу воинской части: г. Москва, ул. ХХХ, д. ХХ.
При таких данных на основании ст. 31 ЖК РФ суд приходит к выводу, что административный истец обладал правом пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Москва, 8-я ул. Соколиной горы, д.ХХ, корп.Х, кв. ХХ, от приватизации которого в марте 2010 года он отказался, до момента снятия с регистрационного учета в нем — в ноябре 2011 года.
Мнение представителей административных ответчиков о наличии у С.В.А. бессрочного права пользования данной квартирой в силу положений ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ (ред. от 25 мая 2020 года) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» нельзя признать состоятельным, поскольку данный пункт закона регламентирует права и обязанности именно тех граждан, которые проживают совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, что прямо следует из названия ст. 31 ЖК РФ. Данная позиция нашла свое отражение в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 августа 2015 года №49-КГ15-7.
Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, и Правила организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями (далее — Правила), содержат конкретный перечень документов, которые необходимо представить военнослужащему в жилищную комиссию для оценки и разрешения его вопроса о принятии на жилищный учет вместе с заявлением по рекомендуемому образцу.
В силу п. 3 Правил, для признания нуждающимся в жилом помещении, за исключением служебных жилых помещений, и принятия на учет в качестве нуждающегося в таком жилом помещении военнослужащим подается в жилищную комиссию соответствующее заявление по рекомендуемому образцу (приложение №1), к которому прилагаются, помимо прочих: … г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние пять лет до подачи заявления.
В случае невозможности представления каких-либо документов, предусмотренных настоящим пунктом, военнослужащим подается рапорт с объяснением причин невозможности их представления.
Жилищные комиссии самостоятельно запрашивают документы, указанные в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, такие как, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) на всей территории Российской Федерации (начиная с 31 января 1998 года) и имевшиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) за последние пять лет, а также справки (сообщения) бюро технической инвентаризации о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности, (их копии или содержащиеся в них сведения), если такие документы не были представлены военнослужащим и членами их семей по собственной инициативе (п.3.1 Правил).
Приведенные положения законодательства с учетом того, что С.В.А. из занимаемого жилого помещения выехал в 2011 году, с того же времени встал на регистрационный учет по месту жительства по адресу части, представил пояснения об обстоятельствах отчуждения занимаемой ранее квартиры и о местах жительствах в период с 2011 по момент увольнения с военной службы, позволяют суду прийти к выводу, что жилищная комиссия безосновательно отказала ему в признании его нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания по мотиву не предоставления им необходимых документов.
Не учтены жилищной комиссией и положения п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определяющей, что военнослужащие- граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, по приведенным выше основаниям суд находит решение жилищной комиссии войсковой части ХХХ от 29 апреля 2020 года, в части отказа во включении С.В.А. в список нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, незаконным.
Вместе с тем, при наличии оснований для признания оспариваемого решения жилищной комиссии незаконным, и разрешая вопрос о возможности возложения на жилищный орган обязанности по принятию решения о признании административного истца нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, суд полагает, что данное требование удовлетворению не подлежит, поскольку данный вопрос находится в компетенции жилищной комиссии воинской части, уполномоченной осуществлять проверку наличия предусмотренных законом оснований для принятия такого рода решений по результатам рассмотрения заявлений и представленных документов.
Для восстановления прав административного истца суд находит необходимым обязать командира и жилищную комиссию войсковой части ХХХ отменить решение жилищной комиссии от 29 апреля 2020 года, в части отказа во включении С.В.А. в список нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, и повторно рассмотреть заявление С.В.А. о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление С.В.А. — удовлетворить частично.
Признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части ХХХ от 29 апреля 2020 года, в части отказа во включении С.В.А. в список нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Обязать командира и жилищную комиссию войсковой части ХХХ отменить решение жилищной комиссии от 29 апреля 2020 года, в части отказа во включении С.В.А. в список нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, и повторно рассмотреть заявление С.В.А. о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
В удовлетворении требований С.В.А. о возложении обязанности на командира и жилищную комиссию войсковой части ХХХ принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания — отказать.
Указать командиру и председателю жилищной комиссии войсковой части ХХХ на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и С.В.А. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-й Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме — 2 сентября 2020 года.
Председательствующий:
Подлинник решения находится в материалах административного дела Московского гарнизонного военного суда №а-451/2020
12 ноября 2020 года апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в удовлетворении апелляционной жалобы жилищной комиссии отказано, решение суда вступило в законную силу.
Законодательство в Российской Федерации быстро меняется, поэтому информация в данной статье могла потерять актуальность. Для получения ответа на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь онлайн-консультантом или позвоните адвокату по телефону: +7(926)254-36-86.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.