РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 августа 2020 года г. Москва
Московский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего судьи Астаховой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Кротовой К.С.,
с участием административного истца С.В.А., представителя административного истца – адвоката Бондарчука В.Ю., представителя административного ответчика — жилищной комиссии войсковой части №, по доверенностям ФИО., представителя административных ответчиков — командира войсковой части № и МИНИТ ФСБ России, по доверенностям Ф.И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело №2а-175/2020 по административному исковому заявлению С.В.А. к жилищной комиссии и командиру войсковой части № об оспаривании действий и решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
В суд с административным исковым заявлением обратился адвокат Бондарчук В.Ю. в интересах бывшего военнослужащего восковой части №, подполковника запаса С.В.А., оспаривая действия и решение жилищной комиссии и командира той же воинской части, утвердившего решение (оформленное протоколом заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ), которым отказано военнослужащему в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в <адрес> на основании п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Представитель административного истца, полагая, что такое решение жилищной комиссии войсковой части №, утвержденное командиром воинской части, не соответствует требованиям жилищного законодательства и нарушает права, свободы и законные интересы С.В.А. на обеспечение жилым помещением, как военнослужащего, в порядке и на условиях, установленных ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в административном иске просит суд признать незаконными данное решение жилищной комиссии и действия командира по утверждению такого решения, обязав жилищную комиссию решение отменить, приняв решение о постановке С.В.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании административный истец и его представитель, адвокат Бондарчук В.Ю., административные исковые требования поддержали.
Представители административных соответчиков, по доверенностям Ф.И.О. и Ф.И.О., просили в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск.
Рассмотрев административное исковое заявление, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст.3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе, и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Правовая защита военнослужащих является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
В соответствии с п.1 ст.15 названного Закона государство гарантирует предоставление военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, жилые помещения по нормам и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из этого, следует признать, что для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жилым помещением по нормам и в порядке, установленном законом.
При этом, порядок предоставления указанной социальной гарантии определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении он подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по утвержденной этим постановлением форме, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.
Аналогичная норма закреплена и в п.3 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Анализ указанных нормативных правовых актов свидетельствует о том, что реализация военнослужащим своих жилищных прав через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, носит заявительный характер и предполагает необходимость постановки военнослужащим соответствующего вопроса до его увольнения с военной службы.
Кроме того, и Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, и Правила организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями (далее – Правила), содержат конкретный перечень документов, которые необходимо представить военнослужащему в жилищную комиссию для оценки и разрешения его вопроса о принятии на жилищный учет вместе с заявлением по рекомендуемому образцу.
Так, в силу п.3 Правил, для признания нуждающимся в жилом помещении, за исключением служебных жилых помещений, и принятия на учет в качестве нуждающегося в таком жилом помещении военнослужащим подается в жилищную комиссию соответствующее заявление по рекомендуемому образцу (приложение №), к которому прилагаются следующие документы:
а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;
б) справка подразделения кадров органа безопасности по форме согласно приложению №, выдаваемая подразделением кадров органа безопасности по обращению военнослужащего;
в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака);
г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние пять лет до подачи заявления;
д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае невозможности представления каких-либо документов, предусмотренных настоящим пунктом, военнослужащим подается рапорт с объяснением причин невозможности их представления.
Вместе с тем, жилищные комиссии самостоятельно запрашивают документы, указанные в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, такие как, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) на всей территории Российской Федерации (начиная с ДД.ММ.ГГГГ) и имевшиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) за последние пять лет, а также справки (сообщения) бюро технической инвентаризации о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности, (их копии или содержащиеся в них сведения), если такие документы не были представлены военнослужащим и членами их семей по собственной инициативе (п.3.1 Правил).
Согласно п.7 Правил, жилищная комиссия рассматривает заявление военнослужащего, приложенные к нему документы, иные представленные военнослужащим документы в течение тридцати рабочих дней со дня представления военнослужащим в жилищную комиссию документов, и по итогам рассмотрения заявления жилищная комиссия принимает решение о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
При этом, решение об отказе в принятии военнослужащего и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении должно содержать причины такого отказа со ссылкой на основания, предусмотренные ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что первый контракт о прохождении военной службы с С.В.А. был заключен после ДД.ММ.ГГГГ (окончил в 1999 году военную образовательную организацию высшего образования) и на него распространяются положения абзаца двенадцатого п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которым военнослужащим, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
Судом также установлено и следует из материалов административного дела, что административный истец проходил военную службу по контракту в войсковой части № по ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 20 лет.
ДД.ММ.ГГГГ С.В.А. обратился в жилищную комиссию войсковой части № с заявлением по рекомендуемому образцу о принятии его (с составом семьи 1 человек) на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания в <адрес>, к которому приложил следующие документы: копию своего паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по адресу воинской части с ДД.ММ.ГГГГ; справку подразделения кадров органа безопасности; копию свидетельства о расторжении ДД.ММ.ГГГГ брака; рапорт с объяснением причин невозможности представления выписки из домовой книги, копии финансового лицевого счета с места его жительства за последние пять лет до подачи заявления ввиду регистрации по адресу воинской части с ДД.ММ.ГГГГ, а также отсутствия у него права на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации
Таким образом, судом установлено, что административный истец до увольнения с военной службы при выслуге более 20 лет подал в жилищную комиссию соответствующее заявление по рекомендуемому образцу для признания его нуждающимся в жилом помещении и принятия его на учет в качестве нуждающегося в таком жилом помещении, к которому приложил все необходимые документы, указанные в п.3 Правил.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на выполнение административным истцом требований, установленных п.3 Правил, жилищная комиссия на следующий день со дня представления им в комиссию документов, приняла решение об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении со ссылкой на основания, предусмотренные п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ — в связи с предоставлением им документов, которые не подтверждают его право состоять на указанном учете.
Вместе с тем, с таким решением жилищной комиссии суд не может согласиться, поскольку в отличие от изложенных доводов в обоснование возражений на административное исковое заявление, в оспариваемом решении жилищной комиссии не раскрыты в соответствии с Правилами причины такого отказа, а имеется лишь ссылка на отсутствие в представленных документах новых обстоятельств ранее неизвестных жилищной комиссии.
Согласно п.4 Правил, признание военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях осуществляется жилищными комиссиями в соответствии со ст.51 ЖК РФ и с учетной нормой площади жилого помещения.
В соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из вышеизложенного правового регулирования следует, что для получения мер государственной поддержки военнослужащий должен быть признан нуждающимся в жилом помещении, условием для которого в свою очередь является отсутствие у военнослужащего жилого помещения либо обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения.
Согласно п.5 Правил, жилищная комиссия, рассматривая заявление военнослужащего, также обязана проверить наличие или отсутствие у военнослужащего действий по ухудшению жилищных условий, препятствующих принятию его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст.53 ЖК РФ.
Как следует из материалов административного дела, административный истец в ноябре 2019 года достиг выслуги лет на военной службе в календарном исчислении более 20 лет. Как военнослужащий самостоятельно свое право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания, предусмотренное Федеральным законом «О статусе военнослужащих» он не реализовал.
Что же касается жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, 8-я <адрес> горы, <адрес>, от приватизации которого в марте 2010 года административный истец Семенов В.А. отказался (квартира предоставлена в 2002 году административному истцу и его бывшей супруге (С.М.В.) в связи с переселением граждан из подлежащего сносу <адрес>у в <адрес>, в <адрес> которого до 2002 года административный истец проживал с рождения, вселенный как член семьи нанимателя вместе со своими родителями, братом и бывшей супругой), то правом бессрочного пользования указанным жилым помещением административный истец в силу положений ст.31 ЖК РФ обладал до момента снятия с регистрационного учета в нем в ноябре 2011 года.
Анализируя фактические обстоятельства, установленные в ходе разбирательства по делу, с учетом приведенных выше положений Правил и норм жилищного законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение жилищной комиссии воинской части не отвечает критериям законности и обоснованности, поскольку жилищной комиссией заявление административного истца с приложенными к нему документами было рассмотрено без учета положений ст.31, 51, 53 и ч. 8 ст.57 ЖК РФ и, тем самым, нарушает его права, свободы и законные интересы, в связи с чем такое решение жилищной комиссии суд признает незаконным, а административные исковые требования в указанной части подлежащими удовлетворению.
Приходя к такому выводу, суд учитывает разъяснения содержащиеся в п.61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении административного дела суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, изменяя таким образом основания принятого решения.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Вместе с тем, при наличии оснований для признания оспариваемого решения жилищной комиссии незаконным, и разрешая вопрос о возможности возложения на жилищный орган обязанности по принятию решения о признании административного истца нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, суд полагает, что данное требование удовлетворению не подлежит, поскольку данный вопрос находится в компетенции жилищной комиссии воинской части, уполномоченной осуществлять проверку наличия предусмотренных законом оснований для принятия такого рода решений по результатам рассмотрения заявлений и представленных документов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования С.В.А., удовлетворить частично.
Решение жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ (оформленное протоколом №), утвержденное командиром войсковой части №, об отказе С.В.А. в признании его нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признать незаконным.
Обязать жилищную комиссию войсковой части № повторно рассмотреть заявление С.В.А. от ДД.ММ.ГГГГ о признании нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет для обеспечения жилым помещением в <адрес>.
Об исполнении решения суда по данному административному делу жилищной комиссии войсковой части № в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в суд и С.В.А.
В удовлетворении административных исковых требований С.В.А. о понуждении жилищной комиссии войсковой части № принять решение о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Астахова
Мотивированное решение суда составлено 17 августа 2020 года.
ПРИМЕЧАНИЕ. 22 октября 2020 года апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам 2-го Западного окружного военного суда настоящее решение суда отменено и по делу вынесено новое решение.
Похожие статьи:
Законодательство в Российской Федерации быстро меняется, поэтому информация в данной статье могла потерять актуальность. Для получения ответа на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь онлайн-консультантом или позвоните адвокату по телефону: +7(926)254-36-86.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.