Массовое привлечение к уголовной ответственности за сбыт наркотиков стало настоящей бедой в современной России. Зачастую под уголовные статьи за распространение наркотиков попадают лица, которые на самом деле не представляют повышенной опасности для общества.
Статьи о наркотиках по суровости предусмотренного наказания могут легко переплюнуть такие особо тяжкие статьи против личности, как, например, убийство или изнасилование.
Проблема начинается с отсутствия четких критериев разграничения между хранением наркотических средств (ст. 228 УК РФ) и действиями, направленными на сбыт наркотиков (ст. 228.1. УК РФ). И это при условии, что разница в наказании по этим статьям, мягко говоря, ощутима.
Хранение и сбыт наркотиков — в чем разница
Для наглядного примера возьмем наиболее распространенную ситуацию, при которой у гражданина производится изъятие какого-либо наркотического средства в крупном размере, которое гражданин хранил для собственного употребления (часть 2 статьи 228 УК РФ).
Такими преступлениями могут заниматься как органы внутренних дел, например, следственные отделы при районных УВД, так и специализированные следственные подразделения. Ранее к ним относился ныне почивший Госнаркоконтроль, сотрудники которого перешли в состав следственных органов в системе МВД.
Предмет доказывания по статье за хранение наркотиков достаточно прост. В основу обвинения по части 2 статьи 228 УК РФ кладутся следующие стандартные документы:
- административный протокол личного досмотра либо результаты оперативно-розыскного мероприятия — проверочной закупки или следственного эксперимента;
- протоколы допроса сотрудников правоохранительных органов, а также понятых, присутствовавших при процедуре изъятия запрещенных веществ;
- заключение химической судебной экспертизы, вынесенное на основании предварительной справки об исследовании изъятых веществ, которое устанавливает наличие в составе данных веществ наркотических средств.
Вот, в принципе, и весь «доказательный костяк» подобного обвинения.
При надлежащем документировании факта изъятия наркотиков обвиняемому отпираться от предъявленного обвинения не имеет смысла. Наиболее оптимальным способом выхода из подобного положения в большинстве случаев является признание вины в незаконном хранении наркотиков и сотрудничество с органами следствия.
В результате получается примерно следующее. Наказание по ч. 2 ст. 228 УК РФ составляет от трех до десяти лет лишения свободы. Если обвиняемый привлекается к уголовной ответственности впервые, признал свою вину и раскаялся в содеянном, оказал содействие органам следствия в расследовании и раскрытии преступления, положительно характеризуется по месту жительства, работы и (или) учебы, высока вероятность назначения ему судом минимально возможного наказания в виде трех – трех с половиной лет лишения свободы.
При этом суд вправе постановить считать назначенное наказание условным, то есть не применять к осужденному наказание в виде реального лишения свободы. Особенно шансы условного срока высоки, когда подсудимый находится на подписке о невыезде и надлежащем поведении. Таков «благополучный» исход по делу для лица, хранившего при себе наркотики для собственного употребления.
В целом подобный расклад выгоден для всех участников уголовного процесса:
- следственным органам – потому что обвиняемый признает свою вину, а значит, его действия квалифицированы верно, и суд вынесет обвинительный приговор;
- судьям – поскольку при рассмотрении дела с признанием вины представленные доказательства исследуются формально, сторона защиты «не вставляет палки в колеса» и со всем соглашается, а значит дело будет рассмотрено без проблем, и вынесенный приговор в случае его обжалования устоит в вышестоящих судебных инстанциях;
- адвокатам – потому что не нужно много работать в суде, достаточно ограничиться представлением материалов, положительно характеризующих личность подзащитного, и в итоге получить по делу хороший результат; ну и самое главное – самому обвиняемому, потому что у него есть неплохой шанс остаться на свободе вместо того, чтобы отправиться в колонию на долгий срок.
Но в чем же тогда разница между незаконным хранением и сбытом наркотиков?
Вот тут и начинается самое интересное. В отличие от части 2 статьи 228 УК РФ статья 228.1. УК РФ, в случае оконченного сбыта наркотического средства, в крупном размере, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок (внимание!) от десяти до двадцати лет.
Но в большинстве случаев речь идет не о самом сбыте, а только о покушении на сбыт, то есть о квалификации по статье 228.1. УК РФ с применением части 3 статьи 30 УК РФ.
Если лицо совершает необходимые подготовительные действия для того, чтобы сбыть наркотик (продать, подарить, обменять – способ отчуждения значения не имеет), но преступление не было доведено до конца по не зависящим от него обстоятельствам (например, по причине его задержания) то в этом случае его действия являются не оконченными (покушение).
К покушению на сбыт относится попытка передать наркотики закупщику в рамках оперативно-розыскных мероприятий (проверочная закупка, оперативный экспертимент).
Наказание за покушение на сбыт наркотиков не может превышать трех четвертей от максимального срока по данной статье, то есть составляет от десяти до пятнадцати лет лишения свободы.
Таким образом, статья за сбыт наркотиков, в отличие от обычного хранения, относится к категории особо тяжких преступлений, что, безусловно, повышает уровень раскрываемости правоохранительных органов. Не трудно догадаться, что покушение на сбыт пользуется наибольшим спросом у органов следствия, поскольку размер наказания по данной статье действительно впечатляет.
Доказывание незаконного сбыта наркотиков
Как доказать тот факт, что лицо собиралось сбыть хранящиеся у него наркотические средства или психотропные вещества?
В первую очередь необходимо доказать наличие у обвиняемого умысла на совершение данного преступления, а именно то, что обвиняемый действительно планировал передать запрещенные вещества третьим лицам.
О наличии такого умысла может сообщить следователю сам обвиняемый в своих показаниях, если не будет ориентироваться в сложившейся правовой ситуации, то есть сам «пропишет» себе от десяти до пятнадцати лет колонии. Помочь ему в этом может адвокат по назначению, который молча подпишет в протоколе признательные показания своего подзащитного.
Если обвиняемый признается в покушении на сбыт, он сделает настоящий подарок следователю, так как у органов следствия отпадет необходимость вообще что-либо доказывать по делу. Список доказательств будет аналогичен доказательствам, используемым при обвинении в хранении наркотиков (смотри выше).
Но что делать следствию, если обвиняемый уходит в глухой отказ? На этот случай органы следствия отработали простую и, на первый взгляд, безупречную схему действий. Она заключается в том, что следствие обращает самое пристальное внимание на размер изъятых веществ и начинает давать ему оценку примерно следующим образом: «такой размер для собственного употребления – это слишком много, а значит, обвиняемый однозначно планировал сбыть эти вещества кому-то другому». Вот такое незатейливое обоснование необходимости назначить гражданину десять лет колонии.
Сказать, что такое обоснование является законным, я не могу, потому что это не так.
Судебная практика Верховного Суда РФ исходит из того, что сам по себе большой объем изъятых наркотических средств или психотропных веществ, равно как и их расфасовка, при отсутствии иных доказательств по делу, не может свидетельствовать о наличии у обвиняемого умысла на незаконный сбыт, а значит, являться основанием для квалификации его действий по статье 228.1. УК РФ.
Но органы предварительного следствия упорно игнорируют судебные акты Верховного Суда РФ, вынесенные на стадии обжалования приговоров по различным уголовным делам, и повсеместно «рисуют» покушение на незаконный сбыт наркотиков там, где его не может быть в принципе.
Ситуация усугубилась еще и тем, что в настоящее время органы следствия и судьи почти не используют на практике квалификацию по приготовлению к незаконному сбыту наркотиков (в этом случае наказание по статье за сбыт составляет не более десяти лет), а вменяют только покушение.
К большому сожалению, это произошло потому, что Верховный Суд РФ в итоге пошел на поводу у ныне покойного госнаркоконтроля. Так, 30 июня 2015 года высшая судебная инстанция страны внесла существенные изменения в Постановление своего же Пленума от 15 июня 2006 г. № 14 по делам о наркотиках.
С этого момента такая стадия совершения преступления, как приготовление к незаконному сбыту наркотических средств и психотропных веществ фактически перестала существовать. Во всяком случае, именно так эти разъяснения повсеместно трактуются нижестоящими судами.
Естественно, такие разъяснения незаконны и противоречат общим положениям Уголовного кодекса РФ, согласно которым приготовление возможно к совершению любого тяжкого и особо тяжкого преступления, и исключение для статьи 228.1. УК РФ не предусмотрено. Но этот нюанс абсолютно никого из судей и правоохранительных органов не интересует.
Защита от необоснованного обвинения в сбыте наркотиков
Позиция обвиняемого и его защитника в случае незаконного и необоснованного обвинения в покушении на сбыт наркотиков должна быть четкой и исходить из следующего:
- умысла на незаконный сбыт у обвиняемого не было, изъятые наркотики он хранил для собственного употребления (неплохо, если факт употребления установлен в ходе следствия, например, в протоколе медицинского освидетельствования и (или) в показаниях свидетелей);
- ранее обвиняемый никогда не занимался сбытом наркотических средств и психотропных веществ (об этом может свидетельствовать отсутствие в уголовном деле каких-либо оперативных материалов в отношении обвиняемого);
- в материалах уголовного дела отсутствуют какие-либо доказательства наличия у обвиняемого умысла на сбыт (это в случае стандартного набора доказательств, имеющих отношение только к самому факту изъятия наркотиков, что не отрицает сам обвиняемый);
- большой размер изъятых наркотических средств или психотропных веществ не свидетельствует о наличии у обвиняемого умысла на незаконный сбыт, поскольку он не виноват, что именно в таком виде ему их передал продавец, либо, как вариант, обвиняемый планировал единоразово приобрести значительный объем запрещенных веществ, дабы каждый раз не рисковать быть привлеченным к уголовной ответственности.
Примеры из судебной практики, когда большой объем расфасованных наркотических средств или психотропных веществ был квалифицирован по ст. 228 УК РФ — как незаконное хранение без цели сбыта:
- Вынесение приговора с квалификацией по ч. 2 ст. 228 УК РФ в отношении 123 пакетов с веществами, среди которых присутствовали вещества с наркотическими средствами. Изначально действия подзащитного были квалифицированы как приготовление к незаконному сбыту наркотических средств в крупном размере. Защитник не согласился с данной квалификацией и приложил все свои силы и знания для ее изменения. В результате длительного противостояния с органами предварительного следствия дело все-таки ушло в суд с обвинительным заключением по хранению. В итоге суд назначил подсудимому условное наказание. Более подробно об обстоятельствах уголовного дела читайте в данной статье
2. Отмена приговора суда и всех последующих судебных актов судьей Верховного Суда РФ, пересмотр уголовного дела в Президиуме Московского городского суда, перквалификация с ч. 3 ст. 30 п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 2 ст. 228 УК РФ, смягчение наказания с 11 лет лишения свободы в колонии строгого режима до 6 лет лишения свободы в колонии общего режима. Подробности уголовного дела по ссылке
3. Отмена приговора суда и апелляционного определения, пересмотр уголовного дела в Президиуме Московского городского суда, перквалификация с ч. 3 ст. 30 п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 2 ст. 228 УК РФ, смягчение наказания с 11 лет лишения свободы в колонии строгого режима до 4 лет лишения свободы в колонии общего режима. Ознакомиться с деталями уголовного дела можно здесь
Эти и многие другие уголовные дела в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ успешно завершил адвокат Владимир Бондарчук
В случае, если обвиняемый был задержан при проведении ОРМ проверочная закупка или оперативный экспертимент, необходимо тщательно исследовать указанные оперативно-розыскные мероприятия на предмет соблюдения норм закона при их проведении, а также выяснить, не была ли совершена провокация сбыта наркотиков. Если факт провокации будет установлен, обвиняемый в сбыте должен быть освобожден от уголовной ответственности.
Если вам потребуется профессиональный адвокат по ст 228, 228.1 УК РФ, звоните по телефону: +7(926)254-36-86.
С уважением,
адвокат В.Ю. Бондарчук.
Законодательство в Российской Федерации быстро меняется, поэтому информация в данной статье могла потерять актуальность. Для получения ответа на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь онлайн-консультантом или позвоните адвокату по телефону: +7(926)254-36-86.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.