+7 (926) 254-36-86

advokat-bondarchuk@mail.ru

Москва

Шарикоподшипниковская, 22, офис 634

09:00 - 20:00

без выходных

Решение суда о восстановлении жилищных прав бывшего военнослужащего

 Жилищные дела          Обсудить

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июня 2024 года                                     г. Москва

Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе:

председательствующего — судьи Черенкова И.А.,

при секретаре Масленниковой С.А.,

с участием административного истца Б., его представителя адвоката Бондарчука В.Ю.,

рассмотрев административное дело № 2а-468/2024 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего по контракту Военной академии ракетных войск стратегического назначения подполковника запаса Б. об оспаривании решения филиала «Московский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания,

установил:

Б. через своего представителя Бондарчука обратился в суд с административным иском, в котором просит:

— признать незаконным решение филиала «Московский» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее — филиал «Московский» ФГАУ «Росжилкомплекс») от 14 февраля 2024 г. № 4-14/30 об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания;

— обязать названный филиал отменить указанное решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии его на указанный учет.

В обоснование заявленных требований в административном иске указывается, что Б. с 26 июля 1997 г. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, воинское звание «подполковник». 3 июля 2020 г. он освидетельствован военно-врачебной комиссией, по заключению которой признан ограниченно годным к военной службе, и 21 августа 2020 г. обратился по команде с рапортом об увольнении его с военной службы в запас по состоянию здоровья, указав, что жилым помещением по установленным действующим законодательством нормам не обеспечен, с увольнением согласен с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений. В этот же с ним проведена беседа, в листе беседы отмечено, что жилым помещением по нормам жилищного законодательства он не обеспечен, желает уволиться с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам. Приказом начальника Военной академии Ракетных войск стратегического назначения от 25 августа 2020 г. он досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. В этом приказе указано, что жилым помещением по нормам жилищного законодательства он не обеспечен, увольняется с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На момент его увольнения с военной службы он был уверен в том, что состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в г. Москве.

15 июня 2023 г. он обратился в филиал «Московский» ФГАУ «Росжилкомплекс» с просьбой сообщить присвоенный ему номер в очереди на получение жилого помещения в г. Москве. В полученном ответе от 13 сентября 2023 г. ему сообщили, что по данным единого реестра военнослужащих он не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, его учетное дело в филиале отсутствует.

9 января 2024 г. он обратился туда же с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, представив необходимые документы. 14 февраля 2024 г. принято оспариваемое решение, которое им получено 4 марта 2024 г. В обоснование решения указано, что согласно п. 11 Правил признания военнослужащих граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1768), в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление (о принятии на учет нуждающихся) и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части. Заявление от 18 января 2024 г. о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, направлено в уполномоченный орган после исключения из списков личного состава части. В связи с этим оснований для принятия его на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания от Министерства обороны Российской Федерации, не имеется.

Оспариваемое решение нарушает его конституционное право на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 49-57 ЖК РФ, является незаконным и подлежит отмене, поскольку соблюдение жилищных прав военнослужащих является обязанностью органов военного управления, а не только исключительно личной проблемой самого военнослужащего. Увольнение военнослужащего и исключение из списков части не освобождает уполномоченные органы жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от обязанности обеспечить его и членов его семьи жилым помещением при условии, что для признания нуждающимся в получении жилого помещения имеются все предусмотренные законом основания, даже если гражданин обратился с заявлением уже после его исключения из списков части. При его увольнении с военной службы подлежал рассмотрению вопрос о том, является ли он нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства. Он изъявил желание уволиться с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что подтверждается его рапортом, а также листом беседы и приказом начальника военной академии. Его неправомерно уволили с военной службы без предоставления жилья, без принятия решения о признании его нуждающимся, и он должен быть признан нуждающимся в жилье как военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы, так как именно в этот период его права были нарушены. Само по себе увольнение военнослужащего с военной службы не может служить основанием для лишения его права на жилище, гарантированного ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Ссылка в оспариваемом решении на п. 11 вышеуказанных Правил лишь подтверждает необходимость своевременного рассмотрения вопроса о постановке военнослужащих, соответствующих предъявляемым законом требованиям, на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Жилых помещений в собственности он не имеет, является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, наб., д. ХХ к. Х, кв. ХХ, общей площадью 45,4 кв. метров, в котором кроме него зарегистрированы и проживают еще 7 человек, то есть он обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы в г. Москве (10 кв.м) и соответствует требованиям ст. 51 ЖК РФ.

Кроме того, вопросы нуждаемости в предоставлении жилых помещений для военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы по здоровья, решаются не органами местного самоуправления, а специализированными организациями Министерства обороны Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец Б. и его представитель Бондарчук В.Ю. заявленные требования поддержали.

При этом Б. пояснил, что по достижении выслуги на военной службе 20 лет в 2017 году он подал в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации заявление о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, приложив необходимые документы, и в связи с этим при увольнении с военной службы полагал, что состоит на этом учете.

Его представитель Бондарчук также отметил, что Б. был согласен с увольнением исключительно при условии оставления его на учете нуждающихся в жилых помещениях. Утрата документов о принятии на жилищный учет должностными лицами жилищного органа не может повлечь лишения его права на жилище. Административный ответчик, отказывая в принятии на учет, в решении сослался только на пункт Правил и не учел всех значимых обстоятельств.

Представители филиала «Московский» ФГАУ «Росжилкомплекс» и привлеченного к участию в деле в качестве административного соответчика Начальника Военной академии Ракетных войск стратегического назначения, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.

B представленных письменных возражениях представитель филиала К. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Порядок признания военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях установлен Правилами признания военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, в соответствии с п. 6 которых для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление о признании нуждающимся в жилом помещении. Пунктом 11 Правил определено, что в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление и документы, указанные в п. 6 Правил, должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. По данным единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, Б. не учете состоит. 18 января 2024 г. он подал заявление о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания. Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия решения об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.

Заслушав объяснения административного истца и его представителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из копии рапорта Б. от 21 августа 2020 г. поданного по команде на имя начальника Военной академии РВСН усматривается, что он просил уволить его с военной службы по состоянию здоровья, указав, что жилым помещением по установленным действующим законодательством нормам не обеспечен, проживает в муниципальной квартире по адресу: г. Москва, наб., д. ХХ, к. Х, кв. ХХ, согласен с увольнением с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений.

Копией листа беседы от 21 августа 2020 г. подтверждается согласие Б. с увольнением с военной службы. При этом в листе беседы указано, что жилым помещением по нормам жилищного законодательства он не обеспечен, желает уволиться с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.

Согласно выписке из приказа начальника Военной академии РВСН от 25 августа 2020 г. No 32 подполковник Б. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья на основании подп. «б» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. Его общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составила 23 года. Жилым помещением не обеспечен, увольняется с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По данным выписки из послужного списка и военного билета Б. исключен из списков личного состава военной академии 30 августа 2020 г.

Копией паспорта, выпиской из домовой книги, копией единого жилищного документа (справок о заявителе) и объяснениями Б. установлено, что он с 1998 года зарегистрирован и проживает по договору социального найма жилого помещения по адресу: г. Москва. наб., д. ХХ, к. Х, кв. ХХ, всего в данном жилом помещении зарегистрированы 8 человек, его общая площадь составляет 45,4 кв.м.

Из копии уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29 декабря 2023 г. следует, что у Б. отсутствуют объекты недвижимости на территории Российской Федерации.

Согласно представленным справкам с мест военной службы Б. в период её прохождения жилым помещением не обеспечивался. При этом из справки Военной академии РВСН от 26 июня 2002 г. № 20/343 следует, что в период обучения в военной академии с 26 июля 1997 г. по 23 июня 2002 г. он находился на казарменном положении.

Копией заявления от 9 января 2024 г. подтверждается, что Б. обратился в филиал «Московский» ФГАУ «Росжилкомплекс» с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со ст. 52 ЖК РФ, в котором указал, что первое офицерское звание в связи с окончанием военного образовательного учреждения профессионального образования им получено 21 июня 2002 г., приложив к заявлению необходимые документы. Заявление зарегистрировано в филиале 18 января 2024 г.

Из оспариваемого решения филиала «Московский» ФГАУ «Росжилкомплекс» от 14 февраля 2024 г. № 4-14/30 следует, что Б. в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, так как соответствующее заявление направлено им после исключения из списков личного состава воинской части, что не отвечает требованиям п. 11 Правил признания военнослужащих граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на дату увольнения Б. с военной службы, далее — Федеральный закон), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств Федерального бюджета.

Согласно абз. 5 этого пункта на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.

В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и B жилых помещениях, по достижении общей признанным нуждающимися продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства площади и в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

К указанной категории военнослужащих относится Б., получивший офицерское воинское звание в связи с окончанием обучения в военной академии после 1 января 1998 г.

В силу абз. 13, 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона военнослужащие, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом. При признании военнослужащих граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения ст. 53 и ч. 8 ст. 57 ЖК РФ.

Право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания по избранному месту жительства, предусмотренное абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона, у Б. как достигшего общей продолжительности военной службы более 20 лет возникло в период прохождения военной службы. О реализации данного права он просил в период военной службы в рапорте об увольнении с военной службы.

В силу ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом на основании заявлений данных граждан, поданных ими в соответствующий орган.

Согласно п. 1, 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 07.11.2018 № 621 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2021 г., Департамент жилищного Российской Федерации являлся обеспечения обороны Министерства уполномоченным органом Министерства обороны по вопросам реализации в И иных нормативных Вооруженных Силах требований федеральных законов правовых актов Российской Федерации, в том числе Министерства обороны, в сфере жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей, на который возлагались функции по признанию военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях, а также по предоставлению военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилых помещений по договорам социального найма либо в собственность бесплатно, либо субсидии для приобретения или строительства жилых помещений на территориях субъектов Российской Федерации — города федерального значения Москвы и Московской области.

Таким образом, с заявлением о принятии на жилищный учёт Б. при его увольнении с военной службы должен был обратиться в названный Департамент, однако этого не сделал.

В то же время, в соответствии с п. 4 и 5 ст. 3 Федерального закона реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является обязанностью командиров (начальников). Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут за это ответственность. При увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение их прав, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 28 Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утверждённым приказом Министра Обороны Российской Федерации от 30.10.2015 № 660, работа по проведению мероприятий, обеспечивающих своевременное увольнение военнослужащих, является (являлась) непосредственной обязанностью командиров (начальников) воинских частей при участии должностных лиц кадровых органов, органов материально-технического и медицинского обеспечения, органов финансового обеспечения (финансово-экономических органов), аттестационных комиссий. В ходе данной работы командир (начальник) воинской части обязан уточнить у военнослужащего обеспеченность жилым помещением по установленным нормам, в том числе в беседе с военнослужащим о предстоящем увольнении с военной службы с привлечением при необходимости представителей кадрового, финансово- экономического органов и юридической службы.

В силу ст. 106-107, 109 и 114 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495, военнослужащие имеют право направлять письменные обращения должностным лицам, излагаемые в форме рапорта. Должностные лица воинской части должны внимательно относиться к поступившим рапортам и несут личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер по ним. Военнослужащий, подавший рапорт, имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в нём вопросов или уведомление о его переадресации в иные органы или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение указанных вопросов. Если в рапорте содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции должностного лица воинской части, то должностное лицо, получившее рапорт, не позднее чем в семидневный срок со дня регистрации направляет его в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных вопросов, о чём уведомляет военнослужащего, подавшего рапорт.

Следовательно, по поступившему рапорту Б. от 21 августа 2020 г. об увольнении с военной службы в силу имеющейся на нём резолюции, возлагающей на начальника отдела кадров военной академии обязанность по разрешению рапорта установленным порядком, подлежал проверке вопрос обеспеченности увольняемого жилым помещением чего, как это следует из материалов дела, ответственными должностными лицами сделано не было.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что отсутствие со стороны командования и должностных лиц военной академии действий, направленных на реализацию жилищных гарантий Б., привело к тому, что его заявление о принятии на жилищный учёт необоснованно расценено филиалом «Московский» ФГАУ «Росжилкомплекс» как поданное впервые.

При таких обстоятельствах, принимая решение от 14 февраля 2024 г. по заявлению Б., филиал «Московский» ФГАУ «Росжилкомплекс» ошибочно исходил из отсутствия оснований для принятия его на жилищный учёт в связи с поздним обращением, поступившим в жилищный орган после утраты им статуса военнослужащего, а поэтому жилищные условия административного истца на момент увольнения его с военной службы по существу не проверял, что при вышеизложенных обстоятельствах не позволяет признать это решение, принятым в соответствии со ст. 54 ЖК РФ.

B соответствии со ст. 3 KAC РФ задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу ст. 6 и 9 КАС РФ одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами судебной защиты путём восстановления их нарушенных прав и свобод.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Б. удовлетворить.

Признать незаконным решение филиала «Московский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от 14 февраля 2024 г. № 4-14/30 об отказе Б. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, обязать названный филиал отменить данное решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии Б. на указанный учет.

Начальнику филиала «Московский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме — 25 июня 2024 года.

Председательствующий

И.А. Черенков

Законодательство в Российской Федерации быстро меняется, поэтому информация в данной статье могла потерять актуальность. Для получения ответа на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь онлайн-консультантом или позвоните адвокату по телефону: +7(926)254-36-86.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.